add_action( 'init', 'my_deregister_heartbeat', 1 ); function my_deregister_heartbeat() { global $pagenow; if ( 'post.php' != $pagenow && 'post-new.php' != $pagenow ) wp_deregister_script('heartbeat'); }

Самоуправляемые автомобили ждет испытание зимой и снегом

Лесли Хук

Даже небольшой снегопад может стать проблемой для датчиков и систем

Автомобилю, как и человеку, важно осознать, что при снегопаде и гололедице условия вождения ухудшаются

Patrick Semansky / AP

Прошлый и позапрошлый годы были отмечены несколькими важными вехами в развитии отрасли автономного вождения. Работающие в этой сфере компании активно тестировали беспилотные автомобили на дорогах общественного пользования, появились первые самоуправляемые такси, а в ноябре 2017 г. в Аризоне впервые в мире машины без присутствующего в них для подстраховки водителя стали перевозить пассажиров.

Еще одним серьезным испытанием для этой технологии должна стать наступившая зима.

Дороги во многих странах Северного полушария покрылись снегом и льдом, и производители самоуправляемых автомобилей пытаются обучить свои машины навыкам, которыми не владеют и многие водители-люди, — безопасному движению в зимних условиях.

Uber будет испытывать самоуправляемые автомобили в Питтсбурге, Waymo (подразделение Alphabet) — в Детройте, а nuTonomy — в Бостоне в сотрудничестве с Lyft. Снег — «действительно интересная проблема», говорит старший разработчик исследовательского центра самоуправляемых автомобилей Uber Карл Веллингтон.

До сих пор ни один производитель самоуправляемых автомобилей не заявлял, что его машины овладели навыками движения в условиях снегопада. Зимние погодные условия представляют особую проблему для набора камер и сенсоров, с помощью которых самоуправляемый автомобиль «видит» окружающую обстановку. Лазерные сенсоры — лидары — могут не отличить падающие снежинки от более твердых объектов. «Это великолепный сенсор, он дает прекрасную трехмерную картину окружающего мира, но он очень чувствителен к снегу», — объясняет Веллингтон.

После начала испытаний в условиях снегопада прошлой зимой в Питтсбурге сотрудники Uber потратили много усилий на разработку алгоритма, который бы различал попадание лазерных лучей на снежинки и на другие объекты. По словам Веллингтона, на недавних испытаниях в условиях умеренного снега в этом сезоне машина «сработала великолепно», но обильные снегопады и снежные заносы по-прежнему представляют собой проблему.

Отражение лазерных лучей от снежинок — всего лишь одна из многих проблем. Большинство самоуправляемых автомобилей используют для прокладки маршрута сильно детализированные трехмерные карты, которые в условиях снегопада могут стать как благословением, так и проклятьем. «Интересно, насколько по-другому начинает выглядеть мир с появлением сугробов и снежных заносов. И это может представлять некоторую трудность для автомобиля», — говорит гендиректор nuTonomy Карл Ягнемма

Тем не менее зимой у самоуправляемых автомобилей есть и ряд ключевых преимуществ перед водителями-людьми. Благодаря подробным картам, большинство машин знает точное расположение разметки или пешеходных переходов, даже если они скрыты под снегом или льдом. Радары самоуправляемого автомобиля могут распознать находящийся впереди объект даже в условиях сильного снегопада, пусть даже информация о нем не будет достаточно точной.

Самоуправляемые автомобили на дорогах

Morgan J Segal / Hyundai

Samsung стал первым производителем электроники, в мае получившим разрешение властей Южной Кореи на тестирование беспилотных автомобилей, но 19-й компанией в общей сложности. Первой была Hyundai Motor, именно для ее автомобилей Samsung готовит свои сенсоры и технологии, а также планирует разработать алгоритм беспилотного вождения, «которому можно будет доверять и в плохую погоду»

David Paul Morris / Bloomberg

В мире у Samsung уже много конкурентов. К концу года автомобиль Tesla сможет переместиться «с парковки в Калифорнии на парковку в Нью-Йорке без единого прикосновения [человека] к какому-либо средству управления», заявил в апреле гендиректор компании Илон Маск

Автомобили Waymo, подразделения самоуправляемых машин Alphabet (материнской компании Google), наездили по дорогам в беспилотном режиме уже несколько миллионов километров. Waymo вскоре предложит несколько сотен машин для перевозок пассажиров Аризоны

Традиционные автопроизводители стараются не отставать. Ford Motor в феврале инвестировал $1 млрд в компанию Argo, занимающуюся разработками в области искусственного интеллекта. Ford планирует иметь готовый к эксплуатации беспилотный автомобиль к 2021 г.

Yuya Shino / Reuters

Такую же сумму Toyota Motor выделила своему исследовательскому подразделению, поставив задачу разработать систему искусственного интеллекта для самоуправляемых автомобилей

twitter.com/Cruise

General Motors в марте приобрела за $600 млн стартап из Сан-Франциско Cruise Automation, разрабатывающий самоуправляемые автомобили (на фото)

Gene J. Puskar / AP

Uber в августе 2016 г. объявил о партнерстве с Volvo (компании инвестируют $300 млн) и начал тестировать ее модели с функцией самоуправления в Питтсбурге (на фото). В конце прошлого года Uber без согласования с властями Калифорнии начал испытывать в штате беспилотные такси, но когда они отозвали у него регистрацию на самоуправляемые автомобили, перенес тесты в Аризону

Yong Teck Lim / AP

Впервые в мире самоуправляемые такси вышли на линию в Сингапуре — в августе 2016 г. Автомобили американского стартапа nuTonomy ездят по деловому району в определенной для них 6-километровой зоне

Photo obtained by Bloomberg.

Основной конкурент Samsung на рынке смартфонов, американская Apple, свои работы над беспилотником ведет втайне. Но в апреле в интернете появились снимки первого автономного автомобиля Apple — внедорожника Lexus

Qilai Shen / Bloomberg

Другая технологическая компания, китайская интернет-группа Baidu, планирует в июле начать тестирование машин-роботов на ограниченной территории, а полностью развернуть сервис самоуправляемых автомобилей в 2020 г.

Андрей Махонин / Ведомости

«Яндекс» в феврале опубликовал объявления о вакансии разработчика-исследователя, который должен заниматься технологией беспилотного управления автомобилем. С 2016 г. «Яндекс» также работает над проектом самоуправляемого городского микроавтобуса вместе с «Камазом» и Научно-исследовательским автомобильным институтом

Стартапы Кремниевой долины, где не бывает снега, соревнуются в эффективности своих самоуправляемых автомобилей. Но руководители компаний признают, что им нужно выходить за пределы привычных благоприятных условий.

Waymo в ноябре первой выпустила машины без водителя на дороги Аризоны, а недавно объявила, что начнет испытания в Детройте, в более суровых зимних условиях. «Мы дадим нашим автомобилям еще больше опыта движения в условиях снегопада, мокрого снега и гололеда», — говорил гендиректор Waymo Джон Крафсик. По его словам, одна из целей испытаний — научить беспилотные автомобили справляться с заносом на обледенелой и нерасчищенной дороге.

Для этих же целей венгерский стартап AImotive получил разрешение на испытание своих автомобилей в Финляндии. «Это очень важно, потому что в Финляндии предсказуемая зимняя погода», — объясняет гендиректор компании Ласло Кишонти. Компания уже испытывала свои автомобили в условиях небольшого снега в Будапеште.

По мере продолжения испытаний в разных странах становится ясно, что одно из ключевых условий безопасной езды зимой одинаково и для роботов, и для людей — это правильное самоосознание. Компьютер, управляющий автомобилем, должен быть способен оценить, насколько он на самом деле информирован об окружающей обстановке, и признавать, что определенность падает в условиях плохой видимости, ограниченного обзора или выхода из строя одного из сенсоров. «Один из ключевых моментов — научить автомобиль понимать: “да, я знаю, где нахожусь, и уверен в этом” или “нет, я не уверен” и действовать соответствующим образом, — объясняет Веллингтон. — Как и для людей, правильный ответ почти всегда — сбросить скорость и быть осторожным».

Перевела Надежда Беличенко