Автопроизводители делают машины все умнее

Алексей Невельский

Китайцы создают «смартфон на колесах», а японцы учат автомобиль разговаривать и дружить с водителем

Интерьер прототипа Toyota Concept-i

Akio Kon / Bloomberg

Конкуренция на авторынке растет, но теперь уже между автопроизводителями и технологическими компаниями. Последние разрабатывают операционные системы для автомобилей, так как водителям все важнее иметь в них интернет-соединение. Это вынуждает Toyota и других автопроизводителей оснащать свои машины искусственным интеллектом (ИИ).

На проходящем в Токио автосалоне Toyota продемонстрировала концепт-кары с виртуальным помощником Yui, сообщает The Wall Street Journal. Он должен оценивать настроение и состояние водителя, беседовать с ним и, если тот устал, предложить вести автомобиль в режиме автопилота. Водитель в это время может откинуть сиденье назад и насладиться массажем. Toyota планирует приступить к тестам оснащенных Yui автомобилей на японских дорогах в 2020 г.

Honda тоже воспользовалась автосалоном в Токио, чтобы продемонстрировать концепт-кар с собственной системой ИИ, получившей название Hana. «Люди часто боятся ИИ, поскольку он очень умный. Мы не хотим создавать подобие Терминатора», – отметила представитель Honda.

Toyota хочет, чтобы люди относились к Yui как к другу или члену семьи и предоставили ему доступ к своим аккаунтам в социальных сетях. Также Yui должен следить за новостями, чтобы обсуждать с водителями интересующие их события.

Тем не менее безопасность таких систем и их доступ к персональной информации могут вызывать беспокойство у людей, отмечает WSJ. Поэтому не все автопроизводители стремятся создавать человекоподобных виртуальных помощников. «Не думаю, что мы пойдем в этом направлении», – заявил Такао Асами, старший вице-президент Nissan по передовым разработкам. Вместо этого Nissan разрабатывает систему ИИ, идентифицирующую автомобили и другие препятствия с помощью сенсоров.

Тем временем китайские интернет-гиганты Alibaba, Baidu и Tencent занялись разработкой операционных систем для автомобилей, чтобы превратить их в «смартфоны на колесах», пишет Financial Times. Причем первая уже добилась определенных успехов. Banma, совместное предприятие Alibaba и китайского автопроизводителя SAIC, разработала AliOS, позволяющую запускать GPS-навигатор и различные онлайн-приложения с установленного в салоне автомобиля сенсорного экрана. Кроссовер Roewe RX5, оснащенный AliOS, стал одним из самых продаваемых автомобилей в своем классе в Китае. Alibaba называет эту модель «первым в мире массовым интернет-автомобилем». Согласно опросу покупателей, 75% из них приобрели RX5 из-за операционной системы и большого дисплея.

Сейчас у AliOS около 300 000 пользователей. В следующем году Banma планирует сделать AliOS открытой для разработчиков приложений и других автопроизводителей в надежде повторить путь операционной системы Android. Banma уже заключила партнерское соглашение с французско-китайским совместным предприятием Dongfeng Peugeot-Citroën. Оно планирует выпустить свой первый интернет-автомобиль на AliOS в 2018 г.

Экстремальный модернизм на автосалоне в Токио

Noriko Hayashi / Bloomberg

В столице Японии открылся Токийский автосалон, производители удивляют посетителей выставки экстремальным модернизмом и показывают гибридно-водородное будущее автопрома. На фото концепт компактного хетчбэка Mazda Kai. Он анонсирует новое поколение моделей японской марки, демонстрируя одновременно технологии и развитие стиля Kodo – Soul of Motion, в котором сделаны все современные модели марки

Noriko Hayashi / Bloomberg

В концепте Mazda Kai используются разработки для новых моделей марки, в том числе первый в мире бензиновый двигатель Skyactive X с воспламенением от сжатия, как в дизеле, в котором свечи зажигания работают только в некоторых режимах

Akio Kon / Bloomberg

Mitsubishi Motors показывает на автошоу концепт полноприводного кроссовера с электроприводом и питанием от аккумуляторов e-Evolution concept. Передние колеса приводит один электромотор, на задней оси их два, соединенных блоком активного заднего межколесного дифференциала с электронным управлением. Система искусственного интеллекта (AI) машины может подстраивать параметры машины под водителя, а если он не достаточно опытный, подсказывать ему голосом и текстом на приборах правильные действия

Akio Kon / Bloomberg

Mitsubishi Motors в прошлом году перешла под контроль Nissan, развитие нового модельного ряда теперь будет проходить согласованно с партнерами по альянсу Renault и Nissan: за шесть лет у них должны появиться 12 новых электромобилей на общей платформе. На фото: интерьер Mitsubishi e-Evolution concept

Akio Kon / Bloomberg

Футуристический Toyota Concept-i впервые показали в начале года на шоу потребительской электроники в Лас-Вегасе. Он открывает целую серию концептов автономных экологически чистых машин, через которые компания пытается осмыслить возможности передвижения людей в будущем

Akio Kon / Bloomberg

Разработчики создавали Toyota Concept i изнутри наружу, то есть начали с интерфейса и сервисной платформы с развитым искусственным интеллектом Yui. Для взаимодействия с водителем используются свет, звук и тактильные сигналы, при этом разработчики отказались от центрального экрана, чтобы, не отвлекая водителя от дороги, показывать информацию в тех местах, где она необходима в определенное время. Снаружи и внутри есть специальные световые индикаторы, сигнализирующие, управляется ли автомобиль в данный момент человеком или компьютером

Akio Kon / Bloomberg

Концепт шестиместного минивэна Toyota Fine-Comfort Ride с электроприводом, питающимся от водородных топливных ячеек (FCEV), демонстрирует возможности компоновки салона и комфорта для пассажиров в машине такого типа

Akio Kon / Bloomberg

Салон Toyota Fine-Comfort Ride постарались сделать в стиле «гостиная на колесах»: с разворачивающимися индивидуальными креслами, плоским полом и сенсорными стеклами-экранами. Нижнюю часть автомобиля закрывает шумоизоляционный экран, дающий дополнительный комфорт пассажирам. Запас хода –1000 км, заправка водородом занимает около трех минут

Eugene Hoshiko / AP

Mazda показывает концепт купеобразного седана с лаконичным дизайном Vision Coupe, который предсказывает заднеприводное флагманское купе с традиционным, нероторным мотором

Noriko Hayashi / Bloomberg

Интерьер Mazda Vision Coupe сделан в минималистском стиле ma («космос»)

Noriko Hayashi / Bloomberg

Nissan показывает концепт IMx, самоуправляющийся кроссовер с электрическим приводом. При активации автономного режима ProPILOT система подтягивает рулевое колесо к приборной панели и откидывает спинки сидений, давая водителю и пассажирам больше пространства в салоне

Noriko Hayashi / Bloomberg

Nissan IMx построен на новой платформе электромобилей марки. Каждую ось приводит отдельный электромотор, суммарная мощность силовой установки 320 кВт, крутящий момент 700 Нм. Батарея размещена под плоским полом и дает запас хода 600 км

Noriko Hayashi / Bloomberg

На концепте Lexus LS+ демонстрируются технология автопилотирования по автобанам, которая должна появиться на серийной машине в 2020 г., и другие технические новшества, предназначенные флагманскому седану в ближайшем будущем

Noriko Hayashi / Bloomberg

Lexus LS+ также показывает развитие стиля марки в преломлении перспективных технологий, например объемную решетку радиатора с интегрированными аэродинамическими шторками, оптику с лазерными светодиодами и боковые зеркала-видеокамеры

Kim Kyung Hoon / Reuters

Идея концепта Toyota TJ Cruiser – совместить микроавтобус с внедорожником, получив при умеренных габаритах (длина 4,3 м) симбиоз обоих классов. TJ Cruiser предназначен для активных индивидуумов: кузовные панели покрыты краской, устойчивой к повреждениям, при сложенных задних и переднем пассажирском сиденьях в салон входят трехметровые доски для серфинга или кроссовый мотоцикл

Kim Kyung Hoon / Reuters

Компактный кроссовер Mitsubishi Eclipse Cross, который чуть больший по размерам, чем ASX, будет запущен в Европе в ноябре. В России продажи модели начнутся в первом полугодии 2018 г., сообщила компания

Eugene Hoshiko / AP

Toyota GR HV Sports Concept – заднеприводное двухместное спорткупе с крышей типа targa. Модель предназначается компанией на роль идеологического наследника Toyota Supra. Силовая установка гибридная

Akio Kon / Bloomberg

Toyota Concept-i Ride – компактный двухместный хетчбэк с электроприводом. Запас хода – 100-150 км

Akio Kon / Bloomberg

Toyota iRide Concept – по сути инвалидная мотоколяска. Двери «крылья чайки» облегчают доступ в салон малоподвижным людям, кран позволяет легко загрузить инвалидную коляску в нишу за задним креслом. Руль и педали заменены на джойстики, кресла сдвигаются электроприводом. Электронные помощники, включая автоматическую парковку, облегчают управление пожилым людям и инвалидам

Koki Nagahama / Getty Images

Продажи семиместного кроссовера для внутреннего рынка Mazda CX-8 начнутся до конца этого года

Eugene Hoshiko / AP

Toyota JPN Taxi — готовое технологическое и коммерческое предложение универсального таксомотора для Японии, внедрение которого начнется к Олимпийским играм 2020 г. «Японское такси» удобнее традиционных для страны седанов по объему салона, посадке-высадке и доступности для инвалидов, считает компания. Гибридный силовой агрегат с 1,5 л двигателем внутреннего сгорания, работающим на сжиженном газе, экономичен и долговечен. Дизайн навеен классическим лондонским кэбом

Kimimasa Mayama / EPA-EFE

Mitsubishi Electric, которая теперь не имеет прямого отношения к Mitsubishi Motors после перехода последней под контроль NIssan, показывает концепт Emirai 4 Smart Mobility. На шоу-каре демонстрируются технологические наработки компании — элекропривод, автопилотирование, подключение к информационным сетям, проекционный дисплей с 3D-графикой и дополненной реальностью, зеркала с интегрированными дисплеями и интуитивное управление интерфейсом с помощью скользящей по дисплею рукоятки-шайбы

Eugene Hoshiko / AP

Концепт Toyota Crown предсказывает новое поколение модели. Машину тестировали на трассе Нюрбургринг для настройки управляемости и поведения автомобиля на высоких скоростях, сообщила компания

Kim Kyung Hoon / Reuters

Автобус Toyota Sora использует для питания электромоторов водородные топливные элементы (FCEV). Машина готова к серийному производству – промышленный выпуск должен начаться в 2018 г., сообщила компания. Экологически чистые городские автобусы будут использоваться во время Олимпийских игр в Токио в 2020 году

Akio Kon / Bloomberg

Toyota Concept-i Walk – трехколесный электросамокат для пешеходных зон с изменяемой колесной базой, которая подстраивается под скорость. Управляется джойстиком. Запас хода — 10-20 км

Eugene Hoshiko / AP

Мир меняется все быстрее, но «императорская» модель Toyota Century никуда не торопится. Третье поколение представительского седана значительно увеличилось в габаритах, сиденья обиты тканью из натуральной шерсти, передняя панель и двери – кожей и деревом. Сзади сиденья с функцией массажа и оттоманкой и один дисплей, встроенный в центральную консоль. Мотор – старый добрый бензиновый V8 объемом 5,0 л. Впрочем, мультимедийная начинка, светодиодная оптика и полный набор современных систем безопасности вполне современные, подчеркнула компания

Ее конкурент Tencent в сентябре объявил о партнерстве с Guangzhou Automobile Group. Они хотят создавать умные автомобили, имеющие интернет-соединение и ИИ для помощи водителю. В свою очередь Baidu выпустила систему для соединения автомобилей с интернетом CarLife и голосового помощника DuerOS. Также Baidu разрабатывает платформу Apollo для самоуправляемых автомобилей. «Многие интернет-компании думают, что следующей компьютерной платформой будут автомобили и что наличие собственных автомобильных операционных систем предоставит им шанс завладеть этой платформой», – говорит аналитик HSBC Чи Цан (цитата по FT). Хотя гендиректор Banma Алекс Ши не считает, что операционные системы будут иметь такое же большое значение для автомобилей, как для персональных компьютеров: «Я полагаю, доминировать в автомобильной отрасли продолжат крупные автопроизводители».

Технологиями для автомобилей занимаются не только китайские интернет-компании. Так, Alphabet в прошлом году создала компанию Waymo, разрабатывающую самоуправляемые автомобили. Но наибольшее внимание качеству интернет-соединения автомобилей потребители уделяют именно в Китае, крупнейшем в мире авторынке, показало исследование McKinsey. Согласно ее опросу, 64% китайских покупателей готовы приобрести автомобиль другого бренда, если у него более совершенная интернет-платформа. В США и Германии так ответили только 37 и 19% потребителей соответственно.